Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
Национальные и международные исследования качества
Документы
Мероприятия
Информация о выполнении плана мероприятий, по повышению функциональной грамоты обучающихся МОБУ «Дружбинская СОШ» в 2023-2024 учебном году.
1) Утверждены ООП НОО, ООО и СОО в соответствии с ФГОС (протокол педагогического совета №1 от 30.08.2023 г., приказ МОБУ «Дружбинская СОШ» от 30.08.2023 №97-ОД).
2) Разработан и утвержден план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОБУ «Дружбинская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
3) Организована разъяснительная работа с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:
- родительские собрания «Формируем функциональную грамотность обучающихся – учимся для жизни»;
- информирование через социальные сети Сферум, ВКонтакте, школьный сайт;
4) Сформирована база данных обучающихся 8–9 классов МОБУ «Дружбинская СОШ» 2023-2024 учебного года, участвующих в формировании функциональной грамотности по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).
5) Сформирована база данных учителей МОБУ «Дружбинская СОШ», участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8–9 классов по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).
6) Разработан и ведется раздел «Формирование функциональной грамотности обучающихся» на официальном сайте МОБУ «Дружбинская СОШ».
7) Педагоги МОБУ «Дружбинская СОШ», участвующие в формировании функциональной грамотности, зарегистрировались на платформе «Российская электронная школа».
8) Организована работа по внедрению и использованию в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности по шести направлениям, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (по адресу: https://fg.resh.edu.ru/).
11) Участие в самодиагностике управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности.
12) Педагоги школы и управленческий состав приняли участие в следующих мероприятиях:
- Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении».
- Публичная лекция Е.И. Казаковой «Педагог XXI века: ключевые навыки»? "Патриотическое воспитание для классных руководителей и цифровые технологии"
- Диалог: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам ФГ»,
- Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века»
- Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки»
- Вебинары:
«Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра «Точка роста»,
«Развитие математической грамотности»,
«Развитие естественно-научной грамотности»,
«Развитие читательской грамотности»,
«Развитие глобальной грамотности»,
«Развитие креативного мышления»
14) Для поддержки учителей МОБУ «Дружбинская СОШ»по вопросам
формирования и оценки функциональной грамотности запланировано участиев онлайн-семинарах в течение 2023/24 учебного года на портале «Единое содержание общегообразования» (https://edsoo.ru/).
15) В проекте Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» в 2023-2024 учебном году планируется участие 19 (100%) обучающихся 8-9 классов.